Черная дыра: Рождение слова

Спектакль разворачивается на дне водоема, где купаются летом. Нижеизложенные мысли привели нас в Карагачевую рощу, откуда мы приглашаем зрителей окинуть взглядом вид Отечества, гравюру.

24 февраля, в 17:00
локация: Карагачевая роща, между озерами Пионерского и Комсомольское.

Участники спектакля:
Дарина Манасбек
Лекс Титова
Айбек Майлыбашев
Рима Иманкулова
Талгат Бериков
Марат Р
Чинара Ниязова
и др.

В позапрошлом году меня пригласили провести воркшоп о том, как оформить в слова идею своей работы. Признаться, это заставило меня сильно призадуматься, и в группе 705 мы пришли к более широкому вопросу — «как рождается слово?». Вспомнился спектакль Ромео Кастеллуччи«Юлий Цезарь. Фрагменты», спектакль  о взаимоотношениях слова и власти, о власти слова. Трагических героев исполняет актер, у которого нет голосовых связок, а эндоскоп визуализирует бесплодные старания горла изнутри.

Слово — фантастическое явление — оно «выдернет нас из любой передряги, из любой катастрофы и даже выведет живым из могилы,» — писал Валер Новарина. Несколько лет назад мы работали над спектаклем «Черная дыра», в котором старик собрал слова людей на аудиозаписывающее устройство, и, как чахлый Крэгг, сидит и слушает, попивая чай.

Еще вспоминается пушкинское «глаголом жечь сердца людей» о задаче художника, но и егопугающее «и с корнем вырву грешный твой язык». Представляется огромный Петр Первый, который жестоко вырвал язык у своего пациента плоскогубцами. Петр Первый, яркий представитель просвещения. «А ну как повтори за мной!» — говорит просветитель – учитель в классе, и мы повторяем, сидя за партой, и класс наполняется словом.

Картина Питера Брейгеля «Избиение младенцев». Огромное поле, рыцари безжалостно убивают младенцев, отнятых у плачущих родителей. Так они требуют, чтобы люди признались, где прячется младенец Иисус. Что же вы мычите? говорите внятно, где он спрятался? Родите наконец-то слово!

Се вид Отчества, гравюра.

На лежаке – Солдат и Дура.

Старуха чешет мертвый бок.

Се вид Отечества, лубок.

Бродский как будто размышляет над тем, что на «гравюре» слова вырывают из людей клешнями, рукоятками, прикладами и другими средствами. «Мир необходимо вынудить к признанию, с тем, чтобы он показал свое качество» — пишет один критик. «Для этого применяется сила насильственная, разрушительная, редукционная,»– продолжает он дальше.

Интересно, не похоже ли это на призыв режиссерав театрек Правде? В дело идет бетонная плита, огонь, кулаки. Разбитое лицо — вот результат такого акта поиска правды. Кровавое месиво вместо лица — вот вид Отечества, лубок. Но режиссер продолжает требовать правду. Хватит молчаливой лжи! — кричит режиссер — Хватит того мира, где

Молчалины главенствуют на свете!

Ведь нынче любят бессловесных

А вокруг режиссера стоят, плача, крича, дергая за рукав, и говорят, что это рыба, — что с нее взять-то? Это не маска, а настоящая рыба.

Все эти мысли привели нас в Карагачевую рощу, откуда мы приглашаем зрителей окинуть взглядом вид Отечества, гравюру.

Питер Брейгель. Избиение младенцев. Деталь. Предположительно стихотворение Бродского написано под впечатлением данной картины