Разбитые очки

20 Ноя 2014

«Разбитые очки» – это абсурдный спектакль о семье ученого, ждущего многие годы Нобелевской премии. Но в бесконечном ожидании приобретается отчаяние. Спектакль об «интеллигенции» в эпоху катаклизмов. В основу текста легла переписка Лейбница с Кларком.

Авторы пьесы — Антон Слонь

В ролях:
Профессор — Марат Р.,
Старший Брат — Магазин Чуйковского,
Средний Брат — Талгат 705 Бериков,
Чон Боорсок — Ильяс Ачекеев

Постановка: Марат Р.

В основу текста легла переписка Лейбница с Кларком. Ниже читайте подробности о пьесе.

Поддержка: Пражский гражданский центр, фонд DOEN, Arts Collaboratory

В центре внимания три одинокие фигуры: Профессор, его Старший Сын и младший сын — Чон Боорсок. Три фигуры на богом забытом «острове» с утра до вечера занимаются разборками отношений в возвышенном философском тоне. Время от времени через телефон в их мир врываются иррациональные стихии, неподвластные пониманию и восприятию героев. Мир миграции, революции, криминала. То голос из далекой Москвы, то голос криминального авторитета, кажется, перепутавшего номер телефона. Голоса дают поручения, приказы, читают нравоучения. Звучат конкретные и весьма приземленные задачи. Они словно смерч, врывающийся в застывшую атмосферу «острова».

Переписка Лейбница с Кларком. В 18 веке между двумя «столпами науки» — Лейбницем и Ньютоном произошло научное сражение за первенство в открытии дифференциального исчисления. Спор перерос в обсуждение общей концепции мироздания: соотношения материи, пространства и времени. Согласно Ньютону (в споре от его имени выступает Кларк), пространство является пустой сценой, на которой разворачивается драма материй, согласно же Лейбницу, пространство не является просто сценой. Первоначально победу одержала концепция Ньютона. Своей простотой и ясностью подход Ньютона способствовал бурному развитию науки и техники. Однако в 20 веке ряд ученых, особенно Эйнштейн, произвел революционный пересмотр физики Ньютона и предложил концепцию воздействия материи на пространство и время. Например, рядом с черной дырой время замедляется. Эйнштейн поставил большую задачу перед наукой — создание единой теории поля, которая могла бы описать все физические поля. Сам он потратил много лет на поиск ответа. Сегодня решение вопроса лежит в области задач теории суперструн, квантовой гравитации и т.д.

Наш «Профессор» беспрерывно цитирует тексты из переписки Лейбница и Кларка, возрождая старый спор. В главном герое пьесы «Разбитые очки» мы попытались представить собирательный образ кыргызстанского ученого наших дней. При написании сценария была использована история жизни отечественного физика, занимавшегося поиском решения задачи Эйнштейна. В своей научной работе ученый предлагал вернуться к физике Ньютона и заново осмыслить ее, искал решение задачи Эйнштейна, предлагал близкую по духу физике Ньютона картину мира, где у Вселенной есть центр. Теория вызвала интерес со стороны тогдашнего президента и некоторых ученых Кыргызстана и России, однако позже была забыта. При всей масштабности предложенного решения жизнь ученого протекала в большой нужде и в отсутствие официального признания.

Хотели бы сразу заметить, что мы максимально дистанцируемся от личности конкретного человека. Наш «Профессор» — это знак, символ, образ. В пьесе мы пытаемся заострить внимание на несоответствии между «вселенским» масштабом открытия и крайней нуждой, в которой живет профессор, поглощающей повседневной суетой его жизни и семейными проблемами. Ученый не может даже позволить себе завести новые очки взамен разбитых. Так, разбитые очки становятся символом этой трагедии. Возвышенность намерений нашего героя превращается в этих условиях в горькую бессмыслицу и абсурд.

ENG:
Broken Glasses — a play about family of the scientist who has been waiting for many years to get the Nobel Prize. But in the endless waiting he becomes desparate. The performance of the «intellectuals» in the era of cataclysms. The play was based on the correspondence of Leibniz with Clarke.

Отзывы:

Медиа-портала «Artпаровоз», г. Алматы: Эта драматическая зарисовка обнажила актуальную проблему шаткого положения духовности в современном обществе… Тут-то и пригождается прием «разбитых очков», как нежелание участвовать в мировом хаосе, так как локальная трагедия бишкекской семьи отражает состояние всего современного мира.

Гульмира Сарман, общественный деятель, режиссер : Название «Разбитые очки» становится понятным уже в ходе действа. Нежелание видеть, возможно намеренно, нежелание принимать другие любые вещи, происходящие вокруг, помогают выживать профессорской семейке, а может быть, просто доживать. К тому же, профессор еще и плохо слышит!?
Сам спектакль не абсурдное действо, оно очень даже жизнеподобно, трагифарс, драма. Кульминация приходится на самый финал, когда Младший сын (взяв свою стремянку, т.е. нежеланием отдавать свое «маленькое пространство, свой мирок») с чистоганным рвением идет пересаживать дерево. Но, покупает шаурму и долго, тупо ест. Подробнее

Ольга Малышева, театральный критик, драматург: Революция, смена власти, человеческие жертвы не могли не оставить следа на культурном поле. И пока прошло не достаточно времени для того, чтобы обращение к теме выглядело ее эксплуатацией. Политическая сатира на не так давно произошедшее пронизана болью. Да и какое оно, в общем-то, произошедшее. Оно, похоже, все еще происходящее. Подробнее

Share

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *