О СЕРИИ ДЕТСКИХ ВОРКШОПОВ ГРУППЫ 705 СОВМЕСТНО С МЕДЕРОМ АХМЕТОВЫМ

Что такое детское творчество? Что оно такое на самом деле, а каким его принято представлять? Можем ли мы, взрослые, научить чему-то ребенка?
Например, можно ли научить ребенка «хорошо» рисовать? Но что такое «хорошо»? И не граничит ли это «хорошо» в большинстве ситуаций с натаскиванием на какой-либо навык? Подобно заучиванию ответов на тест? И есть ли в этой ситуации место ошибке, которая сама по себе возможно никакая не ошибка, но новый ответ?
Вот уже скоро год как мы делаем детские воркшопы. Мы пробовали разные материалы – глина, деревяшки непонятной формы, фольга, бревна, упаковочные коробки и т.д. и т.п. Некоторые воркшопы предполагают действие в плоскости, некоторые – в объеме. В любом варианте интересен не только результат, как завершенный предмет, но сам процесс, путь, в котором реализуется мощь детской недетерминированности, ненатасканности, недрессированности, неакадемичности, и поэтому бесстрашия.
Можем ли мы, приобретая навыки, не приобрести ограничения? Сохранить возможность развития по различным сценариям?
Задача воркшопа – не «научить» человека изготавливать идеальную вещь, рисовать «красивый» рисунок. Скорее можно сформулировать так, что воркшоп нужен для того, чтобы человек пробовал действовать «без инструкции», реализуя силу своей неопытности, и пробуя на вкус различные действия самого себя и возможности материала. Воркшоп нужен и для того, чтобы научиться у этого человека тому, как при желании перейти из пятого класса назад в первый.
Медер в своей презентации «Путешествие фигни» привел такую метафору – может быть это похоже на Бенджамина Баттона, героя голливудского фильма – ведь он совершает свой путь наоборот – из старика он превращается в ребенка.

*Многие воркшопы проходили в мастерской и с материалами Тумара, за что отдельное спасибо!