Читая «Жизнь Галилея» Брехта (продолжение)

02 Июл 2015

В пьесе «Жизнь Галилея» Брехт показывает, что Галилей не способен убеждением изменить людей, их отношения к жизни. Галилей призывает к разуму, но вместо этого люди обращают этот разум в софизм. Когда приходит чума, ученые мужи вступают в дискуссии о том, чума ли это? Вместо того, чтобы спасать людей ученые мужи сходятся на том, что это не чума, согласно учению Аристотеля. Настолько ли различны метод Галилея и мракобесие средневековых ученых? По крайней мере схожи они в том, что основной упор делают на умы людей. В этой стратегии может оказаться, что Галилей смотрит в собственное отражение.

91900004

Тем не менее, мир действительно пошатнулся и все стало меняться.

Холоп хозяину дерзит,
Собаки разжирели,
А певчий встретить норовит
Заутреню в постели!

Уж это вон из рук! Нет-нет, я не шучу!
И так уже петля душить нас утомилась!
Руку на сердце положу и так скажу: я сам теперь хочу
Начальством быть себе! Не так ли, ваша милость?

Откуда идут эти изменения? Неужели Галилей все-таки убедил людей в верности своих взглядов? Посмотрим сцену, где инквизитор убеждает папу провести суд на Галилей за то, что он осмелился высказать свои взгляды.

Кардинал-инквизитор…Этот Галилей, еще будучи юношей, писал о машинах. С помощью машин они хотят творить чудеса. Какие чудеса? Бог, во всяком случае, им уже не нужен, но какие же это должны быть чудеса? Например, не будет больше различия между верхом и низом. Они в этом больше не нуждаются. Аристотель, с которым они, кстати говоря, обращаются как с дохлой собакой, сказал — и это они цитируют, — что если бы ткацкий челнок сам ткал и цитра сама играла, то мастеру не нужны были бы подмастерья и господам не нужны были бы слуги. И вот сейчас им кажется, что они уже достигли этого. Этот негодный человек знает, что делает, когда пишет свои астрономические труды не на латыни, а на языке торговок рыбой и торговцев шерстью.
Папа. Это свидетельствует об очень плохом вкусе. Я скажу ему.
Кардинал-инквизитор. Он подстрекает одних и подкупает других. В портовых городах Северной Италии мореплаватели все настойчивее требуют звездные карты господина Галилея. Им придется уступить; это деловые интересы.
Папа. Но ведь эти карты основаны на его еретических утверждениях. Речь идет именно о движении некоторых созвездий, о движении, которое оказывается невозможным, если отрицать его учение. Нельзя же предать проклятию его учение и принять его звездные карты.
Кардинал-инквизитор. Почему же нет? Иначе поступить мы и не можем.

Действительно, размышляет инквизитор, почему бы не осудить учение Галилея и не распространять его же учение в виде карт для мореплавателей? Ведь нужны деньги! Практический, прагматический, если хотите, мелкие интересы толкают на неизбежность распространения его учения. Враги, оппоненты Галилея первые распространители его учения! Это замечательный «кусок» пьесы! В то время как на плоскости «борьбы идей» Галилей предстает перед судом и признается в своей неправоте (Я предал свое призвание), его учение уже распространилось по всей Европе (Все-таки оно наступило). Большое спасибо за это нужно сказать алчной церкви!

Еще раз обратимся к Гегелю (История философии):
В своих действиях вообще, а не только в дурных действиях, обыденный рассудок сам нарушает эти свои максимы и основные положения, и если он ведет разумную жизнь, то она в сущности является лишь непрерывной непоследовательностью, исправлением ограниченной максимы поведения посредством нарушения другой.

Среди интеллектуалов принято бранить мещан, обывателей, XX век критиковал одномерного человека, сидящего у телевизора. Ругают за бездеятельность, за однобокость. Однако и Брехт, и Гегель замечают, что в своем рассудке этот обыватель хоть одномерный, но иной раз «в своих действиях вообще», пусть даже и сидячих, он является первым проводником прогрессивных идей в реальную жизнь, и именно благодаря своим мелочным интересам и своей «обыденности» (обыденный рассудок сам нарушает эти свои максимы). Напротив же, прогрессивный человек, страж своих идей, может стать первым, кто предаст свои идеи (Я предал свое призвание).

Share

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *